Куликова Наталя Евгеньевна

Отдел: туристский

Должность: педагог дополнительного образования

Образование: высшее

Стаж работы: общий педагогический – 29 лет, в данном учреждении — 19 лет, в данной должности — 19 лет.

Квалификационная категория: высшая

Награды:

Почетная грамота департамента образования Кировской области за творческий педагогический труд, за значительные успехи в организации и совершенствовании работы по дополнительному образованию детей и подростков, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, приказ № 6-15 от 19.07.2013 г.

Грамота управления по физической культуре и спорту Кировской области за активное участие в подготовке и проведении фестиваля ледолазания в Олимпийском парке во время XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи, приказ № 61 от 14.05.2014

Почетная грамота министерства спорта Кировской области за большой вклад в развитие физической культуры и спорта в Кировской области и достигнутые успехи воспитанников на Всероссийских и международных соревнованиях

Почетная грамота департамента образования администрации города Кирова за

успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса. 2016 год, приказ № 7-951 от 15.12.2016.

Педагогическая деятельность осуществляется по модифицированной образовательной программе «Спортивное скалолазание».

Программа ориентирована на организацию дополнительного физического воспитания детей в возрасте 7-18 лет с помощью использования методов и средств спортивной дисциплины скалолазание. Отличительной особенностью данной программы является прежде всего то, что это комплексная программа, дающая возможность спортивной подготовки обучающихся по двум видам: скалолазание и ледолазание.

Программа рассчитана на детей от 6 до 18 лет, любого пола и образования. Согласно современным концепциям возрастной периодизации в системе подготовки спортсменов в родственных видах спорта наиболее подходящим возрастом для начала занятий скалолазанием считается возраст 8-10 лет. Так как программа предназначается для объединений дополнительного образования, а не для спортивных школ, приступить к занятиям первый раз ребенок может и в третьем и в восьмом классе.

Прием детей в объединение осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний.

Программа предусматривает приобретение обучающимися знаний по технике и тактике скалолазания и ледолазания, правилам безопасности на занятиях, умений преодолевать  дистанции заданного уровня сложности, предполагающие использование разнообразных технических приѐмов вязать узлы и закреплять страховочные устройства,  самостоятельно страховать,

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • Приобретение знаний и умений скалолазания в зале и на естественном рельефе
  • Обучение технике безопасности и правилам поведения в лесу и на скальных массивах
  • Подготовка к участию в соревнованиях
  • Организация процесса поэтапного перехода детей от начального уровня физического воспитания до уровня спорта
  • Популяризация видов спорта скалолазание, альпинизм.

Развивающие:

  • Физическое развитие детей
  • Развитие личностных качеств: ответственности, взаимовыручки, целеустремленности.

Воспитательные:

  • Пропаганда здорового образа жизни
  • Организация досугово- развлекательной деятельности детей

Скалолазание — это вид спорта, который очень полезен для здоровья. Самое очевидное преимущество занятий скалолазанием – это его влияние на состояние тела. Скалолазание, как вид физической активности, позволяет одновременно и равномерно развивать все группы мышц, не перегружая растущий опорно-двигательный аппарат. В последнее время скалолазание назначается педиатрами детям с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, а так же в качестве метода профилактики последнего. В ходе занятий скалолазанием укрепляются практически все мышцы организма. Руки и пальцы у спортсменов-скалолазов становятся гораздо сильнее, развиваются мышцы груди, спины, плеч, ягодиц, улучшается осанка. Специфическая нагрузка на пальцы способствует развитию мелкой моторики у детей младшего возраста, что дает толчок к ускорению развития психических и мыслительных процессов. Также нужно отметить, что скалолазание – это отличная кардионагрузка, укрепляющая сердце.

Вторым плюсом скалолазания является развитие сообразительности, его принято называть шахматами в движении. Перед преодолением трассы скалолаз должен хорошенько подумать над тем, как он будет ее проходить. Настоящие гуру скалолазания продумывают буквально каждое свое движение, которое нужно будет произвести для покорения трассы.

В-третьих, скалолазание – это внутреннее воспитание – ментальное, волевое и нравственное.  Спортсменам необходимо обладать целеустремленностью, силой воли и способностью идти до конца. Тут часто приходится бороться с трудностями наедине с самим собой, а это большой стресс, при преодолении которого и происходит развитие личности спортсмена. Отличительные черты подавляющего большинства спортсменов-скалолазов – это умение стойко преодолевать трудности, терпение, выносливость и взаимовыручка.

Программа удовлетворяет ожидания и устремления детей к «настоящим», а не виртуальным формам жизни, где они могут почувствовать не только пределы своих интеллектуальных, социально-возрастных и физических возможностей, но самое главное, учатся правильно воспринимать границы личной ответственности за свои действия и возникающие реальные риски для жизни и здоровья. С другой стороны,  программа является ответом на развитие актуальных и востребованных в молодежной среде экстремальных видов спорта.

Программа даёт более широкое представление о скалолазании, как одном из направлений альпинизма, и осуществляет знакомство с другими его направлениями, такими как: скайрайнинг, драйтулинг и ледолазание. Это даёт возможность вариативности выбора направлений в развитии учащегося, совершенствовании его физических качеств. Программа в некой мере решает  прикладные задачи, такие как подготовка молодежи к службе в армии, в войсках специального назначения, в МЧС, работе промышленным альпинистом и многие другие, связанные с деятельностью человека в природной среде. Это позволяет создать условия для дальнейшего самоопределения и самореализации личности обучающихся.